Architectural Odessa

Odessa is a city with outstanding history, extraordinary people and unusual architecture. Each street distinguishes itself with a special image. The fame of some of them spreads far beyond the city border. José de Ribas together with civil engineer François de Wollant were the ones who started building the city. François de Wollant had a task at hand to build the town that attracts nobility, brainpower, merchants and craftsmen from all the nearby areas. On projecting the city, the architect took Ancient Roman urban development as a basis and divided the area into 8 residential zones. According to the project,  streets were heading from sea to the center. In centre of Cathedral Square a Church of St. Nicholas was built that later turned into the Cathedral of the Transfiguration of the Saviour which in its turn is a soul of Odessa.

Архитектура Одессы
© Odessa.Travel

Every building in Odessa has its unique architectural style. The first building was constructed in 1794 for Prince Volkonsky. The buildings in neo-baroque, classic, renaissance, gothic styles were constructed according to the projects of the most talented engineers from all over Europe. Thanks to their talents and genius this coastal city became a citadel of treasures of art.

The Passage

This is a real monument of architecture that has remained to this day almost in its original form. Despite the fact that the Passage building was built in the shortest period of time (1898-1899) it is still unique in its elegant luxury. Architect Vlodek managed to combine several architectural styles in a talented manner taking elements from splendid baroque, modern and classics. Besides compelling attention fretwork and sculptures there is another wonderful thing – a skylight atrium. All these elements give the impression of being in the royal palace.

Opera House

The main highlight of Odessa is its Opera House. The first building of it was constructed in 1810 by Thomas de Thomon and the second one after the fire in  1887 by architectors Fellner and Helmer who harmoniously combined several rich styles such as baroque, rococo and Italian Renaissance.

After the general reconstruction in 2007 the theater got the style of the Viennese baroque. The front is framed with colonnaded two-deck gallery and  sculptures of the Muses Melpomene, Orpheus and Terpsichore. The apses above are ornamented with 16 cupids. The busts of prominent personalities are placed in roundel place. Audience space is created in French rococo with stucco ornaments in fine gilding. All the details complement each other creating harmony and beauty that amazes the audience.

House with atlantes

One of the most popular and recognizable buildings in Odessa. It was owned by the family of the baron Faltz-Fein who founded Askania-Nova reserve in the Kherson region. The name of the building is associated with its looks. The second floor balcony is supported by  atlantes whose backs "hold" starry heaven.  The building has overall interesting architecture forming the letter “П” and decorated with exquisite balusters, consoles, mansard roof and elegant turrets. The back of the building has an incredible sea view. One can find this pretty building at 5, Hoholya Street.

Дом с Атлантами (Дом Фальц-Фейна)
© Alexey Sergeev

Vorontsov Palace

Vorontsov Palace is a real pearl of the city. It was being build about 8 years finishing in1834. Central part of the whole manor was made in classic style by design of F. Boffo. After the revolutions and wars some of buildings were destroyed but the restoration finished in 2005 changed it looks.

The exterior decoration of the main building includes several components such as colonnaded porches on west and south, friso over windows, cornice with baluster. Indoor architecture is strictly separated. The living room is ornamented with stucco and gilding, the floor is covered with an expensive parquet, the doors are supplied with amber pens and  ceiling is decorated with crystal-bronze lusters. The style of each room is well thought through meticulously representing classic taste of the owner. The complex includes also a stable, an outhouse, a courtyard.

Potemkin Stairs

Primorsky Boulevard takes its beginning near Potemkin Stairs located by the sea side. It was designed by F. Boffo and constructed by engineers Walton and Morozov in the period from 1837 to 1841. The rumour has it that Prince Vorontsov ordered it as a gift for his wife and invested about 800 thousand rubles into this present.

One can go down to the passenger ship terminal or up to Duke monument. Nowadays, it consists of 192 steps though there were 200 initially and of 10 passages. Its underside is much wider than its upside but it is hard to tell looking from above. There is a very interesting thing about Potemkin stairs: one can see only steps cascade looking from below and passages only looking from above.

Philharmonic Hall

The Philharmonic Hall was created by the famous architect Bernardazzi by the project of the Viennese engineer V. Prohasky who won the international competition arranged by by the City Duma of Odessa.The construction took 4 years (1894-1898). It is made in gothic style complemented by Renaissance elements. The front is facing Pushkinskaya and Bunina streets and is decorated with terracotta tiles. The entrance is ornamented with 12 Zodiac signs.

Здание Филармонии в Одессе

Archaeological Museum

A Polish architect Felix Gonsiorovsky came to Odessa in 1848. He has  built several houses for the nobility but the most famous of his creations was the Archaeological Museum. He has combined different styles such as Neo-Gothic with the arches and towers neo-Renaissance with peculiar responders and  ornamental front divisions. This combination created buildings that amaze with its looks and interior decoration.

Maritime museum

This masterpiece is located on Lanzheronovskaya Street, on Krutoy descent. Such a location makes one see only one storey from one side and two storeys from another. The museum was built in 1824by the famous architect Giorgio Toricelli and it amazes with its beauty and luxury.

Lutheran Church of St. Peter and Paul

The design and construction of Kircha (as it is called in Odessa) was done by two architects G. Shevrembrant and H. Skweder. This building, and now and then back in 1897, draws awe and admiration thanks to its strict classic style.

The Cathedral of the Transfiguration of the Saviour

The construction of one of the oldest churches in Odessa began  in 1794 and finished in 1808. In 1837 according to D.Franolli's project another  72m tall bell tower  was erected that was used as a lighthouse by ships entering the port. Everyone who sees this building admit that they are very much attracted by its greatness.

Комментарии и отзывы
Поиск отеля
Booking.com

Архитектурная Одесса

Одесса – город с яркой историей, интересными людьми и необычной архитектурой. Каждая улица отличается особым имиджем. Слава некоторых из них давно вышла за пределы города. А дал старт началу строительства Хосе Дерибас совместно с инженером-строителем Францем де Волланом. Перед последним была поставлена задача построить город, который будет привлекать знать, интеллектуальную элиту, купцов и ремесленников со всех округ. Архитектор при проектировании взял за основу древнеримское градостроение и разделил площадь на 8 жилых зон. Помимо того, по проекту направленность улиц шла от моря к центру. В центральной части, Соборной площади, была построена церковь Николая Угодника, ставшая основой для возведения в будущем Спасо-Преображенского собора – храма, который является душой одесситов. Именно с этой площади и начиналась Одесса.

Архитектура Одессы
Оперный театр © Odessa.Travel

Но кроме него здесь каждое строение уникальное, имеет свой архитектурный стиль. Застройка первого была начата в 1794 году для князя Волконского. Здания в стиле необарокко, классицизм, ренессанс, готика строились по проектам талантливейших инженеров со всей Европы, гениев своего времени – их творцами были Боффо, Фраполли, Торичелли, Бернардацци. Благодаря их таланту прибрежный город превратился в цитадель шедевров искусства. Не зря ведь Одессу сравнивают с Францией, Италией и Грецией! Построенные сооружения отличаются оригинальными фасадами с определенной символикой.

Пассаж

Это настоящий памятник архитектуры, который сохранился до наших дней практически в первозданном виде. Несмотря на то, что это здание Пассажа было построено в минимальные сроки (1898-1899 гг.), архитектор Влодек сумел создать его роскошным, уникальным, изящным. Он талантливейшими способами сумел объединить несколько архитектурных стилей, взяв элементы от пышного барокко, модерна и классики. Помимо лепнины и скульптур, приковывающих внимание, еще одной его особенностью является стеклянная крыша-атриум. Все эти элементы создают впечатление нахождения в царском дворце. Кроме того, Пассаж имеет два входа: первый − со стороны Дерибасовской, украшен статуей Фортуны, а вход второй – с Преображенской, охраняется статуей Меркурия на паровозе.

Оперный театр

Главная изюминка Одессы (пер. Чайковского 1), первое здание которой было построено еще в 1810 году (архитектор Тома де Томан), второе − после пожара, в 1887 году. Для восстановления театра были привлечены лучшие архитекторы − Фельнер и Гельмер, гармонично соединившие несколько богатых стилей − барокко и рококо, итальянский ренессанс.

После капитальной реконструкции, окончившейся в 2007 году, театр приобрел стилистику венского барокко. Фасадную часть обрамляет двухъярусный портик с колоннами, скульптуры музы Мельпомены, Орфея и Терпсихоры. Сверху полукруглые части здания украшены 16-ю амурами, которые не повторяются. В круглых нишах размещены бюсты именитых личностей – Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Глинки, олицетворяя определенный вид искусства – поэзию, драму, комедию, музыку. Зрительный же зал выполнен в стиле французского рококо, с лепными орнаментами в тонкой позолоте. Колонны, арки, подсвечники − все детали дополняют друг друга, создают гармонию и красоту, которая покоряет посетившего зрителя.

Дом с атлантами

Одно из самых популярных и узнаваемых строений Одессы, которым владела семья баронов Фальц-Фейнов – основателей заповедника Аскания-Нова в Херсонской области. Название дома напрямую связано с его внешним видом – балкон второго этажа поддерживается атлантами, спины которых «удерживают» звездное небо. Интересна и архитектура самого дома – в виде буквы «П», с утонченными балюстрадами, кронштейнами, мансардой и изысканными башенками, масками. С тыльной стороны дома открывается неимоверной красоты пейзаж с видом на море. Увидеть эту достопримечательность можно, прогулявшись по ул. Гоголя и найдя дом 5.

Дом с Атлантами (Дом Фальц-Фейна)
Дом с Атлантами (Дом Фальц-Фейна) © Alexey Sergeev

Воронцовский дворец

Жемчужина Одессы – Воронцовский дворец − владение М. Воронцова, постройка которого длилась 8 лет и была окончена в 1834 году. Центральная часть целой усадьбы была выполнена в классическом стиле, спроектированной Ф. Боффо. В ходе революций и войн многие корпуса были разрушены, но после завершения реставрации в 2005 году его внешний вид преобразился.

Внешний декор главного здания включает несколько составляющих – колонные портики (на западе и юге), фриз над окнами, карниз с балюстрадой. Архитектура внутренних помещений (полуподвального, хозяйственного и для владельцев дома) строго разделена. Убранство гостиной включает лепнину и позолоту, дорогой паркет, на дверях – янтарные ручки, а потолок украшают хрустально-бронзовые люстры. Покои хозяев, с мраморными колоннами – менее роскошны. На третьем этаже есть еще и библиотека, кабинет и приемная. Стиль каждого помещения продуман до мелочей, отображая изысканный вкус владельца.Комплекс включает и конюшню, флигель, двор.

Потемкинская лестница

Приморский бульвар начинается именно с Потемкинской лестницы, расположенной со стороны моря. Спроектирована она была Ф. Боффо, а построена инженерами Уолтоном, Морозовым в период с 1837 по 1841 года. История гласит, что князь Воронцов заказал ее в качестве подарка для своей супруги и вложил в этот презент около 800 тыс. рублей.

По ней можно спуститься к Морскому вокзалу или подняться к памятнику Дюка. Сегодня она насчитывает 192 ступени, (хотя изначально их было 200) и 10 пролетов. А вот ширина нижней части намного шире верхней, но при взгляде сверху это незаметно, кажется, что ее ширина одинакова по всей протяженности. Кроме того, вид снизу позволит увидеть только каскад ступеней, сверху – пролеты − вот такая особенность строения Потемкинской лестницы.

Филармония

Филармония создавалась известнейшим архитектором Бернардацци по проекту венского инженера В. Прохаски, выигравшего международный конкурс, специально объявленный городской Думой Одессы. На возведение ушло 4 года (1894-1898). Основной стиль – готика, но дополненная элементами ренессанса. Фасадная часть расположена на Пушкинской и Бунина, она отделана терракотовой плиткой. А вот для декорирования окон использовался мрамор и красочный витраж. Вход в здание украшают 12 знаков зодиака. Внутреннее убранство не менее шикарно: потолок из кедра с ручной росписью и позолотой; картины на стенах художников Кассиоли и Каразина, отображающие эпизоды из жизни торговцев разных народов мира. При посещении зала хочется рассматривать это произведение искусства как можно дольше.

Здание Филармонии в Одессе
Здание Филармонии в Одессе. Открытка

Археологический музей

Феликс Гонсиоровский – зодчий польского происхождения приехал в Одессу в 1848 году. Он построил несколько домов для знати, но самым известным его творением стал именно Археологический музей. В нем он смешал разные стили – неоготику с арками и башнями, и неоренессанс со свойственными ему пилястрами (выступы имитирующие колонны) и декоративным членением фасада. Именно это смешение позволило создавать здания, до сих пор удивляющие богатым внешним видом и внутренним убранством.

Музей Морского флота

Расположено это произведение искусства на улице Ланжероновская, на крутом спуске. Такое размещение позволяет видеть с одной стороны лишь один этаж здания, с другой – два. Музей был построен известным архитектором Джорджио Торичелли в 1824 году, и он поражает своей красотой и роскошью – всевозможные декоры, лепнина, позолота на вензелях.

Лютеранская церковь Св. Петра и Павла

Проектированием и постройкой Кирхи (так ее называют в Одессе) занимались два архитектора Г. Шеврембрант и Х. Скведер. И тогда, в 1897 году, благодаря строгому классическому стилю и сегодня, после проведенной реконструкции и обретения черт готического стиля, сооружение вызывает трепет и восхищение.

Спасо-Преображенский собор

Строительство одного из старейших храмов Одессы было заложено в 1794 году, а закончено в 1808 году. А 1837 году по проекту Д. Франолли была возведена еще и 72 метровая башня-колокольня, которая исполняла роль маяка для кораблей, заходивших в порт. Каждый, кто посещает это сооружение, не может отвести взгляд – оно привлекает своим величием.

Одесса – город с разнообразной и интересной архитектурой, предоставляющий возможность оценить мастерство великих инженеров и архитекторов, ознакомиться с их творениями, историей возникновения памятников, музеев, театров. Не влюбиться в город у Черного моря невозможно!

Комментарии и отзывы
Поиск отеля
Booking.com