Famous people from Odessa

Odessa is a city with a rich history and quite extraordinary people. For native inhabitants of Odessa there is nothing better than to inhale the smell of the native salty sea, hear the sound of the surf, see how acacias blossom in the spring, and of course, joke! Due to the special colorful humor, peculiar only to the inhabitants of Odessa, the city became famous far beyond the borders of the country. And not only thanks to him.

The World Club of inhabitants of Odessa, created in 1990, set a goal to unite everyone who once went outside of Odessa, but did not forget about its origin. The club includes athletes, scientists, art lovers, artists, musicians, poets. All of them make up a big friendly family, remembering their origins and loving their city. Odessa remembers personalities of the 18-19th century who took part in the development of the city, their life stories are closely connected with the city, therefore many places where they lived and spent their time have special signs, their names are immortalized by the names of streets and boulevards.

Heroes of the 19th century, born in Odessa

Anna Akhmatova

Анна Ахматова

The legendary person, the poetess, to whose share many tests have fallen. Her difficult fate began in Odessa, where she was born in 1889 in the family of a retired captain. From early childhood, parents were confident in the talent of his daughter, which was impossible to hide. A year later, the Gorenko family moved to Tsarskoye Selo, where she spent her young years.

At the age of 14, the poetess met N. Gumilyov, who fell in love with Anna at first sight. Next was Evpatoria and Kiev, a wedding with Nikolai in 1910, and its formation as a poetess in literary circles. All-Russian fame brought her collections "Rosary", "White Flock". After the tragic revolutionary events, when Blok died, Gumilev and many cultural figures of the time were shot, Anna would transfer her pain to the “Requiem”.

Then there was her expulsion from the Writers' Union, the arrest and imprisonment of her son Lev Gumilyov. Her work of those years was permeated with spiritual anguish, suffering, she often had to choose between life and work. She did not even think about emigration, because she understood that she could only create in her native Russian land. In memory of the world-famous poetess, in Odessa one of the streets is named after her.

Isaac Babel

Исаак Бабель

The writer who gave the world unique works, poems, and his intellectual prose reflected the life of ordinary people. He was born in Odessa in 1894 into a Jewish family, and from early childhood his life was devoted to the study of many sciences. The only free moments - changes in school, when he, together with his friends, was walking in Moldavanka, came to the port. Many episodes of this particular period will later be described in “Odessa Stories”.

For the truth about the revolution, described in the collection "Konarmiya", the writer was subjected to persecution. However, despite the oppression, his stories, distinguished by their individual style of writing, significantly influenced literature. Today, walking through the city, at the intersection of Rishelievskaya and Zhukovsky streets, Odessans observe a monument to I. Babel, next to which there is a rolling wheel on the pavement, symbolizing the history of the inhabitants of the city when the circumstances of life were stronger than dreams and dreams. In addition to the monument, Odessa honors the memory of the writer, holding the International Literary Prize. Isaac Babel. Its winners are awarded diplomas and statuettes - reduced copies of the “Wheel of Fate”.

Ilya Ilf

One of the four sons of the bank employee Arie Feinzilberg Ilya Ilf was involved in a variety of work activities, but he found his vocation in literature. Originally wrote satirical, humorous essays.

When in 1923 he moved to Moscow, began working in the newspaper "Gudok", fate gave him a friend - Yevgeny Petrov. Their combined creative potential allowed them to write masterpieces of world literature - the novels “Twelve Chairs”, “The Golden Calf”, the novels “The Bright Personality”, “One-story America”, and the novels “Unusual stories from the life of the city of Kolokolamsk”. The monument to Ilf and Petrov is decorated with the sculpture garden of the city’s Literary Museum - one of the bronze statues rests on a chair, and a golden calf stands next to the second.

Илья Ильф
Ilya Ilf reads "12 chairs"

Leonid Utesov

The monument to the great performer and actor is installed in the very center of his hometown - in the City Garden on Deribasovskaya. He is considered the founder of jazz in the USSR, and he himself said: “I do not sing with my voice — I sing with my heart!” On his songs and films grew several generations of indigenous inhabitants of Odessa and the entire Soviet Union. His hits were "At the Black Sea", "From Odessa Kichman", "Odessan Mishka". In addition, he wrote memoirs - books that are saturated from beginning to end with love for Odessa, life.

Korney Chukovsky

Корней Чуковский

Despite the fact that Korney Ivanovich Chukovsky was born in St. Petersburg in 1882, he considered himself an Odessa citizen all his life. At an early age (about 3 years), he and his sister and mother moved to Odessa, where he studied at the gymnasium for several years. It was subsequently excluded (sources claim that the cause was his status of an illegitimate). Engaged in self-study. His memories of 1936 are connected with the house number 3 on Kanatny Lane - there he spent all his time reading Boklya, Darwin, Mikhailovsky. His first poems were written here.

He is known to many as the author of children's fairy tales, which are based on Russian folklore. However, the writer worked in different styles, becoming a pro in each of them. Literary criticism, the study of biographies (for Nekrasov, he received the Lenin Prize), translation activities. It was he who made available to the reader the works of Conan Doyle, Maugham, O'Henry. His works have long been classics and are readable both at home and abroad. K. Chukovsky was an honorary doctor of the University of Oxford - the title was awarded in 1962. In Odessa, on the house in which the writer lived (14 Panteleymonovskaya St.), a memorial plaque was installed.

Alexander Dovzhenko

The recognized classic of world cinema was born in 1894 in the territory of Chernihiv province. By education - a teacher. After the revolutionary events he took part in diplomatic work, was a cartoonist, engaged in active public activities.

The year 1926 was a turning point for him - he moved to Odessa and got a job at the film factory. His first works were two comedies that were not successful, but the third picture - the political detective story “Diplomat Courier” - was enjoyed by the viewer. Then there was Zvenigora, which determined the director’s unique creative style and the best of his film, The Earth, which was critically acclaimed in 1958 at an exhibition in Brussels. Since the 70th anniversary of the birth of the director, the entrance to the film studio is decorated with a memorial memorial, and the adjacent lane bears his name. The museum of the cinema exposition still houses the camera with which A. Dovzhenko shot his films.

Александр Довженко
Alexander Dovzhenko on the set of the film "Ivan". 1932

Sergey Utochkin

Not only for Odessa citizens, but also for the entire Russian Empire, Sergey Utochkin is a legendary test-pilot. He was born in the merchant family of Odessa on July 12, 1876. Sport in his life occupied a significant place - was engaged in swimming, boxing, was a yachtsman and swordsman, and became famous as a cyclist. After carried away by the car, participated in races and set records. But the love of his life was flying.

He independently mastered the airplane, and realized that he would connect his fate with the flying art. He worked as a mechanic in Paris and knew the structure of the equipment perfectly. In 1910, having passed the exams in the Aero Club of Odessa, he received the title of pilot-aviator. Glory was just around the corner - he first flew over the sea, participated in international demonstration flights, designed aircraft. For him, there were no borders and the impossible - he risked his life, flying in the rain, and with a strong wind, and in a terrible cold. The spectator was fascinated by his curly flights with ups and downs, spans directly above the heads of the audience. The monument to him is on Deribasovskaya, near the house 22 - the aviator is depicted launching a paper airplane into the sky.

Sergey Utochkin on the airplane

Berta Rapoport

Берта Рапопорт

Radical inhabitant of Odessa, sea captain. Having entered the Odessa Marine Technical School in 1928, she confirmed that her desire to connect life with the sea was not a whim, but a purposeful decision. There were quite a few difficulties on her way: fascist captivity, sailing on ships during the Second World War and further dismissal on a national basis (she was Jewish). Bertha held the position of dispatcher at the port, and for the work she showed during the war she was awarded an award. Today, the entrance to the port of the city is decorated with a plaque B. B. Rapoport - a bold female captain. It is worth noting that she was one of two women throughout the USSR, who received a diploma of captain.

Mikhail Zhvanetsky

Михаил Жванецкий на сцене

A native of Odessa, Mikhail Zhvanetsky was born in March 1934 in a family of doctors. A well-known satirist spent his school years in the Vinnitsa region (his parents worked there), and later there was an evacuation to Asia. Returning home, the family lived on the street Staroportofrankovskoy.

Classes of amateur art, humorous nature determined his future writer. Initially, humorous miniatures were created for Odessa citizens, and after a fateful meeting with Raikin, the entire Soviet Union laughed at its performances. Zhvanetsky wished the actors from the stage to perform with his tests. So it was - the famous miniature productions "Avas", "Deficiency", "Cancers", "The Age of Technology", "Distillery" - his works.

The satirist loves to speak independently, which he has been doing since 1967. To viewers, he fell in love with a particular style with a touch of light lyricism and extraordinary humor, full of aphorisms, and philosophical reflections. Today the satirist writes books, presenting them in his beloved Odessa.

It is noteworthy that Mikhail Zhvanetsky already during his lifetime was erected a monument to the sculpture garden of the Literary Museum. There is also Zhvanetsky Boulevard.

***

Among the most famous contemporaries who were born and raised on the streets of Odessa, it is worth mentioning Georgiy Deliyev and Boris Barsky from comic troupe Maski Show, Oleg Filimonov, humorist and TV host.

You can add Vitas to the above list - the pop singer, actress Nona Grishaeva, experts Boris Burda and Anatoly Wasserman, humorist Roman Kartsev, singer Larisa Dolina. Odessa gave the world a lot of talents, becoming the starting point in the development of their life path.

Comments and reviews
Booking.com

Известные одесситы

Одесса – город с богатой историей и совершенно необыкновенными людьми. Для коренного одессита нет ничего лучшего, чем вдохнуть запах родного соленого моря, услышать шум прибоя, увидеть, как весной расцветают акации, и конечно же, пошутить! Благодаря особому колоритному юмору, свойственному только одесситам, город прославился далеко за пределами страны. И не только благодаря ему.

Известные одесситы
Кадр из фильма "Александр Довженко. Одесский рассвет"

Всемирный клуб одесситов, созданный в 1990 году, поставил перед собой задачу объединить всех, кто когда-то выехал за пределы Одессы, но не забыл о своем происхождении. Клуб включает спортсменов, научных деятелей, ценителей искусства, артистов, музыкантов, поэтов. Все они составляют большую дружную семью, помнящую свои истоки и любящие свой город. Помнит Одесса личностей 18-19 века, принимавших участие в становлении города, истории их жизни тесно связаны с городом, поэтому многие места, где они жили и проводили свое время, имеют специальные таблички, их имена увековечены названиями улиц, бульваров.

Герои 19 века, родившиеся Одессой

Анна Ахматова

Анна Ахматова

Легендарная личность, поэтесса, на долю которой выпало немало испытаний. Ее сложная судьба началась в Одессе, где она родилась в 1889 году в семье отставного капитана. С раннего детства родители были уверены в таланте дочери, который скрыть было невозможно. Через год семейство Горенко перебирается в Царское село, где она и провела свои юные годы.

В 14-летнем возрасте поэтесса знакомится с Н. Гумилевым, который влюбился в Анну с первого взгляда. Далее была Евпатория и Киев, свадьба с Николаем в 1910 году, и ее становление как поэтессы в литературных кругах. Всероссийскую славу ей принесли сборники «Четки», «Белая стая». После трагических революционных событий, когда умер Блок, расстреляли Гумилева и многих культурных деятелей того времени, Анна перенесет свою боль в «Реквием».

Далее было исключение ее из Союза писателей, арест и тюремное заключение ее сына Льва Гумилева. Ее творчество тех годов пронизано душевными муками, страданиями, ей часто приходилось делать выбор между жизнью и творчеством. Не думала она и об эмиграции, поскольку понимала, что творить сможет только на родной русской земле. В память о прославленной на весь мир поэтессе, в Одессе одна из улиц названа в ее честь.

У меня сегодня много дела: Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить. 

Исаак Бабель

Исаак Бабель

Писатель, подаривший миру уникальные произведения, стихи, а его интеллектуальная проза отображала быт простых людей. Родился в Одессе в 1894 году в еврейской семье, и с раннего детства его жизнь была посвящена изучению многих наук. Единственные свободные моменты – перемены в школе, когда он совместно с друзьями гулял по Молдаванке, приходил в порт. Многие эпизоды именно этого периода, позже, будут описаны в «Одесских рассказах».

За правду о революции, описанную в сборнике «Конармия», писатель подвергался преследованию. Однако, несмотря на угнетения, его рассказы, отличающиеся индивидуальным стилем писания, существенно повлияли на литературу. Сегодня, прогуливаясь по городу, на пересечении улиц Ришельевской и Жуковского одесситы наблюдают памятник И. Бабелю, рядом с которым на брусчатке стоит катящееся колесо, символизирующее историю жителей города той поры, когда обстоятельства жизни были сильнее желаний и мечтаний. Помимо памятника Одесса чтит память писателя, проводя Международную литературную премию им. Исаака Бабеля. Ее победители удостаиваются дипломами и статуэтками – уменьшенными копиями «Колеса судьбы».

"За стол садились не по старшинству. Глупая старость жалка не менее, чем трусливая юность. И не по богатству. Подкладка тяжелого кошелька сшита из слез."

Илья Ильф

Один из четырех сыновей сотрудника банка Арье Файнзильберга Илья Ильф занимался разнообразной трудовой деятельностью, но нашел свое призвание именно в литературе. Изначально писал сатирические, юмористические очерки.

Когда в 1923 году переехал в Москву, начал работать в газете «Гудок», судьба подарила ему друга − Евгения Петрова. Их совместный творческий потенциал позволил написать шедевры мировой литературы – романы «Двенадцать стульев», «Золотой теленок», повести «Светлая личность», «Одноэтажная Америка», новеллы «Необыкновенные истории из жизни г.Колоколамска». Памятник Ильфу и Петрову украшает сад скульптур Литературного музея города – одна из бронзовых статуй опирается на стул, а рядышком со второй стоит золотой теленок.

Илья Ильф
Илья Ильф читает "12 стульев"

Леонид Утесов

Памятник великому исполнителю и актеру установлен в самом центре его родного города – в Городком саду на Дерибасовской. Его считают основателем джаза в СССР, а сам он говорил: «Я пою не голосом – я пою сердцем!». На его песнях и фильмах выросло несколько поколений коренных одесситов и всего Советского Союза. Его хитами стали «У Черного моря», «С одесского кичмана», «Одессит Мишка». Кроме того, он писал мемуары − книги, которые от начала до конца пропитаны любовью к Одессе, жизни.

Корней Чуковский

Корней Чуковский

Несмотря на то, что Корней Иванович Чуковский был рожден в Петербурге в 1882 году, всю свою жизнь он считал себя одесситом. В раннем возрасте (около 3-х лет) он вместе с сестрой и матерью переезжает в Одессу, где и учился в гимназии несколько лет. В последствии был исключен (источники утверждают, что причиной был его статус незаконнорожденного). Занимался самообучением. Его воспоминания о 1936 году связаны с домом №3 на Канатном переулке – там он проводил все свое время, читая Бокля, Дарвина, Михайловского. Здесь же были написаны его первые стихи.

Многим он известен как автор детских сказок, в основе которых лежит русский фольклор. Однако творил писатель в разных стилях, становясь профи в каждом из них. Литературная критика, исследование биографий (за Некрасова он получил Ленинскую премию), переводческая деятельность. Именно он сделал доступными читателю произведения Конан Дойля, Моэма, О' Генри. Его произведения уже давно являются классикой и читаемы как на родине, так и за ее пределами. К. Чуковский был почетным доктором Оксфордского университета – звание было присвоено в 1962 году. В Одессе на доме, в котором жил писатель (ул. Пантелеймоновская 14), установлена мемориальная доска.

Александр Довженко

Признанный классик мирового кино родился в 1894 году на территории Черниговской губернии. По образованию – учитель. После революционных событий принимал участие в дипломатической работе, был художником-карикатуристом, занимался активной общественной деятельностью.

1926 год стал для него переломным – он переехал в Одессу и устроился работать на кинофабрику. Первыми его работами были две комедии, которые не были успешными, а вот третья картина − политический детектив «Сумка дипкурьера» − пришелся по вкусу зрителю. Далее были «Звенигора», определившая уникальный творческий почерк режиссера и лучшая его кинолента «Земля», получившая признание критиков в 1958 году на выставке в Брюсселе. Со дня 70-летия рождения режиссера, вход в киностудию украшается памятным мемориалом, а прилегающий переулок носит его имя. В музее экспозиции кино до сих пор хранится камера, которой А. Довженко снимал свои кинокартины.

Александр Довженко
Александр Довженко на съемках фильма "Иван". 1932 год

Сергей Уточкин

Не только для одесситов, но и для всей Российской империи, Сергей Уточкин – легендарный авиатор-испытатель. Родился он в купеческой одесской семье 12 июля 1876 года. Спорт в его жизни занимал значимое место – занимался плаванием, боксом, был яхтсменом и фехтовальщиком, прославился и как велосипедист. После увлекся автомобилем, участвовал в гонках и ставил рекорды. Но любовью всей его жизни были полеты.

Он самостоятельно освоил аэроплан, и понял, что свою судьбу он свяжет с летным искусством. Он работал слесарем в Париже и знал строение техники безупречно. В 1910 году, сдав экзамены в аэроклубе Одессы, он получил звание пилота-авиатора. Слава была не за горами − он первым совершил полет над морем, участвовал в международных показательных полетах, конструировал летательные аппараты. Для него не было границ и невозможного – он рисковал жизнью, летая в дождь, и при сильном ветре, и в жуткий холод. Зрителя завораживали его фигурные полеты с подъемами и спусками, пролетами прямо над головами зрителей. Памятник ему находится на Дерибасовской, рядом с домом 22 – авиатор изображен запускающим в небо бумажный самолетик.

Сергей Уточкин на самолете
Сергей Уточкин на аэроплане

Берта Рапопорт

Берта Рапопорт

Коренная одесситка, капитан дальнего плавания. Поступив в 1928 году в Одесский морской техникум, она подтвердила, что ее желание связать жизнь с морем не прихоть, а целенаправленное решение. На ее пути появлялось не мало трудностей: фашистский плен, плавание на теплоходах во время ВОВ и дальнейшее увольнение по национальному признаку (она была еврейкой). Берта занимала должность диспетчера в порту, а за проявленный труд в период войны была удостоена награды. Сегодня проходную порта города украшает памятная табличка Б. Рапопорт – смелой женщины-капитана. Стоит отметить, что она была одной из двух женщин на весь СССР, получившей диплом капитана.

Михаил Жванецкий

Михаил Жванецкий на сцене

Уроженец Одессы Михаил Жванецкий родился в марте 1934 года в семье докторов. Известный сатирик школьные годы провел в Винницкой области (там работали родители), позже была эвакуация в Азию. Вернувшись на Родину, семья жила на улице Старопортофранковской.

Занятия художественной самодеятельностью, шутливый характер определили его будущее писателя. Изначально создавались шутливые миниатюры для одесситов, а после судьбоносной встречи с Райкиным над его спектаклями смеялся весь Советский Союз. Жванецкий желал, чтобы артисты со сцены выступали с его тестами. Так и было – знаменитые миниатюрные постановки «Авас», «Дефицит», «Раки», «Век техники», «Ликероводочный завод» − его творения.

Любит сатирик выступать и самостоятельно, что делает с 1967 года. Зрителям он полюбился за особой стиль с ноткой легкого лиризма и неординарный, полный афоризмов юмор, философские размышления. Сегодня сатирик пишет книги, презентуя их в любимой Одессе.

Примечательно, что Михаилу Жванецкому уже при жизни был установлен памятник саду скульптур Литературного музея. Также существует бульвар Жванецкого.

В Одессе: "По чём помидоры?" - спрашивают на Привозе. "Прошу шесть, отдам за пять". - "Ну тогда куплю за четыре, держи три."

***

Из известнейших современников, родившихся и выросших на улицах Одессы, стоит упомянуть Георгия Делиева – режиссера комической труппы «Маски-Шоу» и Олега Филимонова – юмориста и телеведущего.

К перечисленному списку можно добавить Витаса – эстрадного певца, актрису Нону Гришаеву, знатоков Бориса Бурду и Анатолия Вассермана, юмориста Романа Карцева, певицу Ларису Долину. Одесса подарила миру много талантов, став отправной точкой в становлении их жизненного пути.

Комментарии и отзывы
Поиск отеля
Booking.com