Theater, cinema and music of Odessa

Odessa is a city in which not only architectural heritage, but also cultural one is fully reflected. She has always been famous for her talents in the world of theater, film and music. It was creative people with their talents that became the impetus for the development of cultural life in Odessa.

Table of Contents

Theater

The most famous cultural heritage of Odessa is the National Academic Opera and Ballet Theater. His story is closely connected with famous composers, performers and writers of different periods. On the theater stage, such genres of art as opera, ballet, drama took place. E. Caruso, F. Shalyapin, A. Nezhdanov brought their performances here, A. Pavlova and A. Duncan danced, were staged "Carmen", "Natalka-Poltavka", "Giselle", "The Nutcracker". The theater fully contributed to the development of art in Odessa, and in the whole in the south.

The most talented playwrights presented their productions in the Russian Drama Theater. A. Ivanova. Its history dates back to 1875, and it acquired the status of a state in 1927, after the war. In the pre-revolutionary period, his scene saw performances of famous European troupes, actors, world stars of drama theater and cinema: S. Bernard, E. Duze, M. Zankovetskaya, P. Saksagansky, M. Kropivnitsky. The first in the new history of the theater was the production of the play “Eugen Neschny”. The theater is actively engaged in creative work, surprising the viewer with new works.

Academic Music and Drama Theater. V. Vasilko was founded in 1903 on the initiative of A. Sibiryakov. M. Savina, P. Tchaikovsky, M. Kropivnitsky performed on its stage. The theater has become a platform for the opening of new themes and art stars. It was in this theater that the plays of B. Brecht, A. Pushkin, W. Shakespeare, A. Mickiewicz were staged for the first time in Ukraine. His first production was the play “Arsonists” by A. Lunacharsky.

Such masters as A. Korneychuk - “Death of the Stage”, M. Kulish - the play “97”, I. Mykytenko - “Dictatorship” presented their works on the stage. The latter was in charge of the literary part of the theater. In the name of an outstanding actor, playwright, the theater began to be called since 1995 - this is how his contribution to the development of national art was appreciated. In addition to teaching, Vasily Vasilko was involved in staging performances, 20 of which were included in the theater’s “Golden Fund”.

Theater musical comedy them. M. Vodyanoi is a favorite place of Odessa citizens, which opens the world of art through performances in the operetta genre. Opened in 1981, it is clearly distinguished by modern forms of architecture. Performances of various genres and directions, from classical to rock opera and musicals, are staged on the in-house theater stage.

Cinema

 

Odessa Film Studio is the oldest in Ukraine - it is 97 years old. Over the years, numerous films have been filmed within its walls, most of which have become world movie masterpieces. Here worked P. Todorovsky, V. Shukshin, V. Vysotsky, L. Gaidai, K. Muratova and other talented directors. Their contribution to the development of the cinema of the world and, in particular, in the USSR is priceless. And it all started right here, in Odessa, when in 1893 the Odessa engineer Joseph Timchenko assembled the first camera in the world, and later removed two tapes “Jumping Horseman”, “Spear thrower”.

Later, already before the revolution, the number of film studios increased - 6 private studios, and they fiercely competed with each other. The owner of one of them invited the real star Vera Kholodnaya, and it was for her that the first pavilion was built in the country. Today, one of the pavilions of the Odessa Film Studio is named after her.

Кинематограф Одессы
Odessa Film Studio © Olga Ivashchenko

Back in 1919, thanks to the surviving employees, the movie does not die. The Bolsheviks who came to power nationalize the equipment from all the film studios and give the nod to the foundation of the first state film studio. In 1926, Alexander Dovzhenko moved to the city, glorifying the studio to the whole world. His first works were “Vasya the Reformer”, “The Berry of Love”, who did not achieve particular success. However, the following works have glorified the director - “Bag of the Diplomatic Courier”, “Zvenigora” (1927), “Earth”, “Arsenal” - many film experts consider these film works as the starting point in the development of Soviet cinema.

The name of Y. Yanovsky is also closely connected with cinema - a friend of A. Dovzhenko was an art editor and screenwriter. According to his script, the film Hamburg was shot.

"Admiral Nakhimov", "Spring on Zarechnaya Street", "Gypsy", "D'Artagnan and the Three Musketeers", "The Adventures of Electronics" is not a complete list of films made at the famous Odessa Film Studio. Here such actors as A. Papanov, L. Udovichenko, V. Vysotsky were shot for the first time.

Most of the history of the film studio, its formation can be traced through the preserved photographs, albums, attributes of film equipment, costumes, personal belongings of actors and directors exhibited in the Museum of Cinema.

Music

Odessa is a musical city, and it is impossible to argue with that. South Palmyra presented the world with many talented musicians, and the connection with the musical culture of Moscow and St. Petersburg played a significant role here. Odessa attracted already accomplished figures who liked to live and work here. They invested their talent in young talents. The formation of music education fell on the second half of the 19th century.

School of pianism

The most talented musicians Rubinstein, Tchaikovsky, Rachmaninov, Rimsky-Korsakov played a huge role in the development of music - they supported the discovery of the Irmo. In 1886, the Odessa Musical Society, together with the Society of Fine Arts, transferred their premises to IRMO, where they later opened music classes and organized concerts. Despite the fact that there were only one piano, two violins, viola and cello, there were performances organized more and more, and interest in the study of music increased.

A significant contribution was made by Dmitry Klimov, invited to the role of the director of the institution and the senior lecturer, who was called directly from the St. Petersburg Conservatory. Klimov applied the St. Petersburg program of study with the division into the junior, middle and upper classes, depending on the level of knowledge. He obliged all students to attend singing lessons and in the first year of work he organized a choir of 118 people. And in 1891 an orchestral classroom was opened. Under the direction of Klimov, the orchestra gave concerts.

Thanks to the professor, the musical education of the Odessa public increased, a delicate musical taste developed. At concerts, memorable evenings, his students performed symphonies of Beethoven, Haydn, Mozart and contemporaries of Tchaikovsky, Glinka, Glazunov. Pleased the viewer and Klimov himself, with his performances on the piano. He worked for 20 years, since 1888, and made every effort to build the building of the music school in 1902, where the Odessa Conservatory of Odessa is located today. A.V. Nezhdanova. Odessa Music School, founded by Klimov, became a solid foundation for studying musical culture. Higher mastery of its graduates was appreciated not only at home, but also far beyond its borders.

Violin school

The most prominent representatives of the Odessa violin school were PP. Sokalsky - the first to open free music lessons in the city. It is worth noting the significant contribution of other violin teachers from Pavel Pustarnakov, G. Freeman, A. Fidelman, R. Stupka.

Music school for gifted children Stolyarsky, opened in 1933, was one of the most eminent - teachers engaged in music with children from 3 years. The feature of the Stolyarsky program was the approach to the students - the classes took place in a game form, taking into account the psychological characteristics of the child. A graduate of the school D. Oistrakh glorified her and his teacher in the whole of Europe, becoming the winner of the competition named Yizhen Isai.

Музыка Одессы
Odessa Classics 2016 open-air © Nikolay Vdovenko

Outstanding representatives of the violin class were Victor Pikazen - a student of Oistrakh and a soloist of the Moscow Philharmonic Society, as well as Zahar Bron - winner of international competitions in Poznan and Brussels.

The fruitful activity of violin teachers led to the development and establishment of the methodical principles of teaching violin, traditions of national art, as well as the opening of educational institutions in the city.

Odessa adored L. Utesov, V. Vysotsky, L. Zingertal, Y. Morfessi, P. Leschenko, A. Vertinsky - their work captivated the souls of the fans then, and does it today.

Comments and reviews
Booking.com

Театр, кино и музыка Одессы

Одесса −  город, в котором в полной мере отобразилось не только архитектурное наследие, но и культурное. Она всегда славилась талантами в мире театра, киноискусства и музыки. Именно творческие люди с их талантами стали толчком в становлении культурной жизни в Одессе.

Театр

Известнейшее культурное достояние Одессы − Национальный академический театр оперы и балета. Его история тесно связана с именитыми композиторами, исполнителями и писателями разных периодов. На сцене театра происходило становление таких жанров искусства, как опера, балет, драма. Свои выступления сюда привозили Э. Карузо, Ф. Шаляпин, А. Нежданова, танцевали А. Павлова и А. Дункан, ставились «Кармен», «Наталка-Полтавка», «Жизель», «Щелкунчик». Театр всецело способствовал развитию искусства в Одессе, и в целом на юге.

Театр Одессы
"Спящая красавица" в Оперном театре © Юрий Литвиненко

Талантливейшие драматурги представляли свои постановки и в Русском драматическом театре им. А. Иванова. Его история берет начало еще в 1875 году, а статус государственного он обрел в 1927 году, после войны. В дореволюционный период его сцена видела выступления известнейших европейских трупп, актеров, мировых звезд драматического театра и кино: С. Бернар, Э. Дузе, М. Заньковецкая, П. Саксаганский, М. Кропивницкий. Первой в новой истории театра была постановка спектакля «Эуген Несчастный». Театр ведет активную творческую деятельность, удивляя зрителя новыми работами.

Академический музыкально-драматический театр им. В. Василько основан в 1903 году по инициативе А. Сибирякова.  На его сцене выступали М. Савина, П. Чайковский, М. Кропивницкий. Театр стал площадкой для открытия новых тем и звезд искусства. Именно в этом театре впервые в Украине были поставлены пьесы Б. Брехта, А. Пушкина, У. Шекспира, А. Мицкевича. Его первой постановкой была пьеса «Поджигатели» А. Луначарского.

Представляли на сцене свои работы и такие мастера как А. Корнейчук – «Гибель эстрады», М. Кулиш – пьеса «97», И. Микитенко – «Диктатура». Последний заведовал литературной частью театра. Именем выдающегося актера, драматурга театр стал называться с 1995 года – так был оценен его вклад в развитие национального искусства. Помимо педагогической деятельности Василий Василько занимался постановкой спектаклей, 20 из которых вошли в «Золотой фонд» театра.

Театр музыкальной комедии им. М. Водяного – излюбленное место одесситов, открывающее мир искусства через спектакли в жанре оперетты. Открытый в 1981 году, явно отличается современными формами архитектуры.  На внутренней театральной площадке ставятся спектакли разных жанров и направлений, от классики до рок-оперы и мюзиклов.

Кино

Одесская киностудия является самой старейшей на территории Украины – ей 97 лет. За эти годы в ее стенах происходили съемки множества кинолент, большинство из которых стали мировыми киношедеврами. Здесь творили П. Тодоровский, В. Шукшин, В. Высоцкий, Л. Гайдай, К. Муратова и другие талантливые режиссеры. Их вклад в развитие кинематографа мира и, в частности, в СССР бесценен. А начиналось все именно здесь, в Одессе, когда в 1893 году одесским инженером Иосифом Тимченко был собран первый в мире съемочный аппарат, а в последствии сняты две ленты «Скачущий всадник», «Копьеметатель».

Позже, уже перед революцией, численность киностудий возросла – 6 частных студий, и они жестко конкурировали между собой. Владелец одной из них пригласил настоящую звезду Веру Холодную, и именно для нее в стране был построен первый павильон. Сегодня ее именем назван один из павильонов Одесской киностудии.

Кинематограф Одессы
Одесская киностудия © Ольга Иващенко

В далеком 1919 году, благодаря выжившим сотрудникам, кино не умирает. Пришедшие к власти большевики национализируют оборудование из всех киностудий и дают добро на основание первой государственной киностудии. В 1926 году в город переезжает Александр Довженко, прославивший студию на весь мир. Его первыми работами были «Вася-реформатор», «Ягодка любви», не достигших особого успеха. Однако следующие работы прославили режиссера – «Сумка дипкурьера», «Звенигора» (1927 год),«Земля», «Арсенал» − многие киноведы считают эти киноработы отправной точкой в становлении советского кино.

Имя Ю. Яновского также тесно связано с киноискусством – друг А. Довженко являлся художественным редактором и сценаристом. Именно по его сценарию был снят фильм «Гамбург».

«Адмирал Нахимов», «Весна на заречной улице», «Цыган», «Д'Артаньян и Три мушкетера», «Приключения электроника» − это не полный список фильмов, снятых на знаменитой Одесской киностудии. Здесь впервые снимались такие актеры как А. Папанов, Л. Удовиченко, В. Высоцкий.

Большую часть истории киностудии, ее становление можно проследить через сохранившиеся фотографии, альбомы, атрибутов кинотехники, костюмов, личных вещей актеров и режиссеров, выставленных в Музее кино.

Музыка

Одесса – это музыкальный город, и спорить с этим невозможно. Южная Пальмира подарила миру многих талантливых музыкантов, и не последнюю роль здесь сыграла связь с музыкальной культурой Москвы и Петербурга.  Одесса привлекала уже состоявшихся деятелей, которым нравилось здесь жить и трудиться. Свой талант они вкладывали в молодые дарования. Становление музыкального образования пришлось на вторую половину 19 века.

Школа пианизма

Огромную роль в развитии музыки сыграли талантливейшие музыканты Рубинштейн, Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков – они поддержали открытие ИРМО. В 1886 году Одесское музыкальное общество совместно с Обществом изящных искусств передали свои помещения ИРМО, где в дальнейшем, открывались музыкальные классы, организовывались концерты.Несмотря на то, что из музыкальных инструментов в наличии были лишь один рояль, две скрипки, альт и виолончель, выступления организовывались все чаще, а интерес к изучению музыки возрастал.

Значительный вклад внес Дмитрий Климов, приглашенный на роль директора учреждения и старшего преподавателя, которого вызвали прямо из Петербургской консерватории. Климов применил петербургскую программу обучения с делением на младший, средний и высший классы, в зависимости от уровня знаний. Обязал всех учеников ходить на уроки по пению и уже в первый год работы организовал хор из 118 человек. А в 1891 году был открыт оркестровый класс. Под дирижерством Климова оркестр выступал с концертами.

Благодаря профессору повышалась музыкальная образованность одесской публики, развивался тонкий музыкальный вкус. На концертах, памятных вечерах его ученики исполняли симфонии Бетховена, Гайдна, Моцарта и современников Чайковского, Глинки, Глазунова. Радовал зрителя и сам Климов, своими выступлениями на фортепиано. Он проработал 20 лет, с 1888 года, и приложил максимум усилий, чтобы в 1902 году построить здание музыкального училища, где сегодня расположилась Одесская консерватория им. А.В. Неждановой. Одесская музыкальная школа, основанная Климовым стала прочным фундаментом для изучения музыкальной культуры. Высшее мастерство ее выпускников было оценено не только на родине, но и далеко за ее пределами.

Скрипичная школа

Яркими представителями скрипичной школы Одессы были П.П. Сокальский − первым открыл в городе бесплатные уроки по музыке. Стоит отметить существенный вклад и других преподавателей по скрипке Павла Пустарнакова, Г. Фримана, А. Фидельмана, Р. Ступки.

Музыкальная школа для одаренных детей П.С. Столярского, открытая в 1933 году, входила в число самых именитых – педагоги занимались музыкой с детьми от 3-х лет. Особенность программы Столярского заключалась в подходе к ученикам – занятия происходили в игровой форме, с учетом психологических особенностей ребенка. Выпускник школы Д. Ойстрах прославил ее и своего учителя на всю Европу, став победителем конкурса им. Ижена Изаи.

Музыка Одессы
Odessa Classics 2016 open-air © Николай Вдовенко

Выдающимися представителями по классу скрипки стали Виктор Пикайзен – ученик Ойстраха и солист Московской филармонии, а также Захар Брон – лауреат международных конкурсов в Познани и Брюсселе.

Плодотворная деятельность педагогов-скрипачей привела к развитию и становлению методических принципов обучения игры на скрипке, традиций национального искусства, а также открытию учебных заведений в городе.

Одесса обожала Л. Утесова, В. Высоцкого, Л. Зингерталя, Ю. Морфесси, П. Лещенко, А. Вертинского – их творчество пленило души поклонников тогда, и делает это сегодня.

Комментарии и отзывы
Поиск отеля
Booking.com